Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Бузулукский район Оренбургская область
Меню сайта

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Средства обучения и воспитания

Для осуществления образовательной деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания.

Под средствами обучения и воспитания понимаются материальные или идеальные объекты, которые используются в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

1. Предметы материальной культуры игрушки:

— сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.;

— дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки и др.), мозаики, настольно-печатные игры;

— игрушки-забавы;

— спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцебросы и т.д.

— музыкальные игрушки: металлофоны, барабаны, дудки, колокольчики, бубенчики и др.;

— театрализованные игрушки: куклы (перчаточные, пальчиковые и др.); наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.;

— строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал и др.;

— игрушки-самоделки из разных материалов;

— игровые модули: «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин» и др.

· изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов, макеты, гербарии и др.

· дидактический материал (в том числе раздаточный материал).

2. Технические средства обучения · Технические устройства (аппаратура):

— мультимедийный проектор;

— магнитофон, ноутбук, музыкальный центр;

— телевизор;

— экран, периферийные устройства (монитор, клавиатура, принтер, сканер, звуковые колонки и др.)

· Дидактические средства обучения (носители информации):

— звуковые – аудиозапись музыкальных произведений, детских песен, аудиосказки;

— экранно-звуковые: видеозаписи, мультфильмы, презентации

3.Учебно-методическое обеспечение — учебные пособия;

— методические разработки

4. Художественные средства · предметы декоративно прикладного искусства, детская художественная литература и др.
5. Средства наглядности (плоскостная наглядность) · плакаты, карты настенные, иллюстрации, фотографии, дидактические картины (серии картин), предметные картинки, календарь природы и пр.
6. Средства общения · вербальные средства (речь)

· невербальные средства: визуальное взаимодействие; тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве.

7. Средства стимулирования познавательной деятельности: · помощь в обучении:

— помощь-замещение (педагог дает готовый ответ на вопрос, подсказывает ход решения задачи);

— помощь-подражание (демонстрация образцов действий);

— помощь-сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из нее);

— помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач);

· противодействие обучению: определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеть, т.е. «сопротивление» познавательного материала.

 

При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования:

— учет возрастных и психологических особенностей детей;

— гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;

— учет дидактических целей;

— приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Выбор средств обучения зависит от:

— возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

— типа и структуры занятия;

— количества детей;

— интереса детей;

— конкретных образовательных задач;

— особенностей личности педагога, его квалификации.