Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Для осуществления образовательной деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания.
Под средствами обучения и воспитания понимаются материальные или идеальные объекты, которые используются в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
1. Предметы материальной культуры | игрушки:
— сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.; — дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки и др.), мозаики, настольно-печатные игры; — игрушки-забавы; — спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцебросы и т.д. — музыкальные игрушки: металлофоны, барабаны, дудки, колокольчики, бубенчики и др.; — театрализованные игрушки: куклы (перчаточные, пальчиковые и др.); наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.; — строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал и др.; — игрушки-самоделки из разных материалов; — игровые модули: «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин» и др. · изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов, макеты, гербарии и др. · дидактический материал (в том числе раздаточный материал). |
2. Технические средства обучения | · Технические устройства (аппаратура):
— мультимедийный проектор; — магнитофон, ноутбук, музыкальный центр; — телевизор; — экран, периферийные устройства (монитор, клавиатура, принтер, сканер, звуковые колонки и др.) · Дидактические средства обучения (носители информации): — звуковые – аудиозапись музыкальных произведений, детских песен, аудиосказки; — экранно-звуковые: видеозаписи, мультфильмы, презентации |
3.Учебно-методическое обеспечение | — учебные пособия;
— методические разработки |
4. Художественные средства | · предметы декоративно прикладного искусства, детская художественная литература и др. |
5. Средства наглядности (плоскостная наглядность) | · плакаты, карты настенные, иллюстрации, фотографии, дидактические картины (серии картин), предметные картинки, календарь природы и пр. |
6. Средства общения | · вербальные средства (речь)
· невербальные средства: визуальное взаимодействие; тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве. |
7. Средства стимулирования познавательной деятельности: | · помощь в обучении:
— помощь-замещение (педагог дает готовый ответ на вопрос, подсказывает ход решения задачи); — помощь-подражание (демонстрация образцов действий); — помощь-сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из нее); — помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач); · противодействие обучению: определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеть, т.е. «сопротивление» познавательного материала. |
При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования:
— учет возрастных и психологических особенностей детей;
— гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
— учет дидактических целей;
— приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Выбор средств обучения зависит от:
— возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
— типа и структуры занятия;
— количества детей;
— интереса детей;
— конкретных образовательных задач;
— особенностей личности педагога, его квалификации.